Мотолодка "Янтарь"

Мотолодка
Мотолодка "Янтарь"

Рис.1. Мотолодка "Янтарь" общий вид. 

Основные технические характеристики мотолодки "Янтарь"

Длина,м

3,53
Ширина,м1,35
Высота борта,м0,46
Пассажировместимость, чел4
Двигатель, л.с.15
Скорость хода, км/ч20
Вес, кг110

 Мотолодка «Янтарь» (рис. 1) — цельносварная моторная лод­ка, изготовленная из алюминиево-магниевого сплава,— предназначена для прогулок по рекам и озерам под подвесным мотором мощностью до 15 л. с.. Алюминиево-магниевый сплав, содержащий 4—5% магния, обладает целым рядом преимуществ перед дюралем, который в свое время стал почти традиционным для постройки лодок материалом. Прежде всего, листы из сплава АМг позволяют применять прогрессивные технологические процессы — объемную штамповку, аргоно-дуговую и контактную сварку без предварительной термической обработки заготовок, которая требуется для дюраля. Правда, прочность сплава АМг значительно ниже дюраля (предел прочности на разрыв 28 кг/мм2 вместо 40—45) и стоит этот материал дороже. Однако благодаря тому, что корпус лодки предполагалось штамповать целиком из одного листа, а ребра набора выполнять в виде гофров и зигов, количество деталей корпуса можно было сократить до минимума, значительно уменьшить длину стыковых и пазовых соединений.

В 1968—1969 гг. была выпущена небольшая опытная партия мотолодок. Кроме обычных испытаний, на опытных образцах особое внимание уделялось выявлению всех особенностей сплава АМг в качестве основного материала корпуса, проверке прочности и надежности сварных соединений в конструкции из сравнительно тонких листов металла

Испытания, которые проводились в Калининградском заливе, показали, что лодка хорошо управляется и достаточно остойчива. Остойчивость сохраняется и при размещении двух пассажиров на одном борту. Мореходные качества лодки проверялись при волне высотой до 0,7 м и оказались вполне удовлетворительными, хотя приходилось снижать скорость. На мерной линии с мотором «Москва-М» лодка показала скорость 20 км/час с тремя человеками и 30 км/час с одним человеком. При установке «Вихря» лодка буксирует воднолыжника.

Что касается прочности корпуса, то испытания на волне под мотором «Вихрь» показали, что количество поперечного набора и его жесткость недостаточны.

На лодках первой серии поперечный набор был подкреплен, а на последующих — изменена его конструкция и увеличено количество связей.

Одновременно пришлось усилить жесткость транца.

В целом качественно сваренный корпус из тонколистового металла АМг можно считать вполне надежным, несмотря на значительные динамические перегрузки при глиссировании на волне.

По результатам проведенных испытаний проект лодки был откорректирован, и завод начал выпускать ее серийно под названием "Янтарь".

Глиссирующий корпус с небольшой килеватостью днища и запалубленной носовой частью состоит из сле­дующих основных элементов: днища, изготовленного из одной заготовки вместе с кормовыми частями бортов; транца; палубы с поперечным набором; двух носовых частей обшивки борта(одна деталь левого борта, вто­рая — правого); планширя правого и левого бортов; по­перечного днищевого набора, состоящего из шести флоров.

 

Все указанные элементы выполнены путем штамповки. 

Лодка оборудована съемным ветровым стеклом, си­деньями со съемными спинками, деревянными решетча­тыми пайолами и веслами. Под сиденьями размещены воздушные ящики, общим объемом 150 дм3, что делает лодку непотопляемой. Необходимая жесткость и проч­ность днища обеспечены продольными гофрами, кото­рые получаются при штамповке заготовки на прессе. Флоры, изготовленные из листа с отогнутым фланцем, приварены к днищу аргонно-дуговой     сваркой   через 390 мм. Бортовых ветвей шпангоутов нет, штампован­ный планширь из листа толщиной 1,5 мм и крепление банок к бортам создают достаточно жесткую конструкцию. Планширь, палубный набор (три бимса) и част! деталей насыщения привариваются к бортам контакт' ной точечной сваркой. Штампованный транец подкреплен угольником по верхней кромке и П-образным профилем. Толщина наружной обшивки транца и флоров 2 мм, палубы —  1,5 мм.


Благодаря применению штампованно-сварной конструкции удалось примерно в два раза сократить общую длину стыковых и пазовых соединений, снизить трудоемкость изготовления корпуса. Для серийного выпуска мотолодок на заводе создан специализированный участок с поточной организацией труда.

 !!!Обсудить на форуме!!!