Лодочный мотор "Прибой"

Лодочный мотор
Лодочный мотор "Прибой"

В 1965 г. было прекращено производство 5-сильного подвесного мотора "Стрела", и самым  маломощным мотором, предназначенным для установки на мелкие суда, на долгое время оказался 8-сильный "Ветерок" первой модели. Между тем владельцам относительно тихоходных лодок, используемых для прогулок, туризма и рыбной ловли, был нужен недорогой, экономичный и надежный двигатель мощностью 4-5 л.с. Заполнить этот пробел и должен 5-сильный подвесной мотор "Прибой"(Фото "Прибоев" смотри здесь).

Подвесной мотор "Прибой" (рис. 1.) может устанавливаться на лодках весом не менее 80 кг с высотой транца не более 380 мм и эксплуатироваться в пресной воде при глубине не менее 0,5 м. По конструктивным параметрам мотор не уступает многим зарубежным моделям той же мощности. Чтобы максимально снизить его вес, завод (впервые в СССР) изготовляет все детали корпуса двигателя и дейдвуда, поршни и шатуны из алюминиевого сплава методом литья под давлением, а, коленчатый вал  литьем из стали 16ХГТЛ.

Применено несколько оригинальных решений, позволивших снизить стоимость и повысить надежность мотора. Целый ряд ответственных деталей сделан из пластика.

Рис.1. Мотор "Прибой"

 

Основные технические данные ПЛМ "Прибой"
Диаметр цилиндра, мм48
Ход   поршня, мм34
Рабочий объем, см. куб.124
Степень сжатия (действительная)5,5
Мощность двигателя (после приработки), л.с.5±0,3
Число оборотов, об / мин.4500
Расход горючего, кг / час2,5
Передаточное отношение редуктора15:27
Диаметр двухлопастного гребного винта, мм200
Шаг гребного винта, мм184
Сухой вес мотора, кг19
Карбюратор   поплавковый, тип"КЛМ-5"

В отличие от ранее выпускавшихся отечественных моторов мощностью 4-5 л. с. двигатель "Прибоя" выполнен двухцилиндровым, что обеспечивает более надежный запуск и снижает вибрацию мотора.

Смазка к верхнему коренному подшипнику коленчатого вала подается из картера нижнего цилиндра через наружную трубку за счет пульсации давления в картере. Для предохранения от попадания масла на основание магдино в верхней части коленчатого вала установлен маслоотражатель. Из полости маслоотражателя по внутренним каналам происходит отсос масла в полость карбюратора.

Двигатель двухцилиндровый, с дефлекторной про­дувкой и впуском топливной смеси .в картер через пла­стинчатые клапаны. Блок цилиндров, картер и все его детали изготовлены из алюминиевого сплава методом литья под давлением.

В блоке цилиндров залиты две чугунные гильзы с продувочными и выхлопными окнами и три бронзовых вкладыша опорных подшипников скольжения коленча­того вала. Парные вкладыши подшипников залиты в крышке картера.

На крышке картера установлены пластина с клапа­нами и передняя крышка, к которой крепится карбюра­тор.

Коленчатый вал, отлитый из легированной стали, в верхней части имеет конус для посадки маховика, а в нижней — внутренние шлицы для соединения с рессо­рой редуктора.

Шатун алюминиевый, литой. В верхнюю головку его вмонтирована бронзовая втулка, служащая подшипни­ком поршневого пальца, в нижнюю, закрытую штампо­ванной алюминиевой крышкой, поставлены стальные обоймы с игольчатым подшипником шатунной шейки коленчатого вала.

Поршень алюминиевый, литой, с тремя канавками для поршневых колец.

Двигатель, редуктор и подвеска соединены с по­мощью промежуточного корпуса, отлитого из алюмини­евого сплава.

Вращение от коленчатого вала к гребному винту пе­редается через вертикальный вал, муфту сцепления, вер­тикальный валик редуктора, конические шестерни и гребной вал.

В редукторе применены бронзовые подшипники скольжения и шестерни с круговым зубом. Двигатель, редуктор и подвеска соединены с помощью промежуточного корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава литьем под давлением.Со стороны промежуточного корпуса картер двигателя уплотнен пакетом из двух шайб и втулки, поджатых пружиной. Уплотнение по торцу двигателя достигается с помощью шайбы из пробки. Втулка из бронзографита обеспечивает торцевое уплотнение при сравнительно больших скоростях скольжения.

Уплотнение по вертикальному валу обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом. На мотореприменено маховичное магдино МН-1 (однотипное с установленным на моторе «Нептун») с выносными трансформаторами, которое обеспечивает бесперебойное зажигание в широком диапазоне оборотов и питание сети освещения лодки. Штепсельный разъем для подключения освещения и рукоятка регулировки карбюратора выведены на перед­нюю панель нижнего кожуха. Здесь же расположена кнопка «Стоп» для выключения мотора и отключения системы зажигания при холостых оборотах.

Охлаждение двигателя производится забортной во­дой, нагнетаемой помпой коловратного типа, располо­женной в корпусе редуктора.

На моторе предусмотрены места для подсоединения системы дистанционного управления.